Россия 2014. Прорыв через кризис.

блог Валерия Зубова

Блог Сибирь Комментарий Экономика Демократия Технологии Контроль Правосудие Рекомендую Комментарий_регионы_ру Видео

Редакция сайта

Дайджест Regions.ru: ноябрь

6 ноября: «Правительство прекрасно разбирается в экономике, но ничего не делает, чтобы обуздать аппетиты монополий»

Событие: В результате реализации налогового маневра, задуманного Минфином, стоимость бензина может взлететь до 50 рублей за литр уже в следующем году. Соответствующие расчеты содержатся в письме комитета Госдумы по энергетике председателю правительства Дмитрию Медведеву. Письмо подписали глава комитета Иван Грачев, депутат Андрей Крутов, а также первый заместитель комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

Валерий Зубов: Говоря о негативных для нашей экономики последствиях налогового маневра в «нефтянке», Оксана Дмитриева фактически повторила мое выступление на заседании нашей фракции за день до обсуждения бюджета. Помимо этого у меня уже довольно давно вышел ряд публикаций, где содержался такой же анализ ситуации.

Естественно, если вы меняете экспортную пошлину, это никак впрямую не сказывается на ценах внутри страны. Но вот налог на добычу полезных ископаемых — это часть внутренних издержек нефтяных и газовых компаний, и если при повышении НДПИ издержки возрастут, значит, и прибыль компаний упадет. Поэтому рост цен на бензин и ощутимый всплеск инфляции в данном случае неизбежны. 

Тут важен и другой момент, связанный с тем, что у нас ведь еще и акцизы на топливо повышают. Это тоже автоматически отразится на цене бензина. Более того, со временем будет только усиливаться конкуренция между импортной и отечественной продукцией — автомобилями, станками, самолетами и т.д. Ни для кого не секрет, что мы сильно проигрываем в этой конкуренции уже сегодня.

К сожалению, рост цен на бензин и повышение топливных акцизов почувствуют на себе все сегменты нашего рынка, поскольку это в первую очередь отразится на стоимости перевозок. У нас ведь перевозится много чего: товары народного потребления, уголь, оборудование для предприятий, сельхозтехника и т.д. А сколько разного вида топлива используется в производстве, в отоплении жилых и производственных помещений!

Так что все, о чем говорят и Оксана Дмитриева, и мои коллеги из комитета по энергетике, давно известно. А вот как будет поступать правительство — этот вопрос остается открытым. Сегодня оно все хорошо понимает, прекрасно разбирается в различных аспектах экономической политики, но реально ничего не делает, чтобы обуздать излишние аппетиты наших естественных монополий и создать российским производителям условия для нормальной конкуренции со своими зарубежными коллегами.

11 ноября: «Суды у нас защищены исполнительной властью, но при этом не подотчетны гражданам»

Событие: Законодатели высказали озабоченность состоянием судебной системы и полагают, что она нуждается в серьезной реформе. «Сегодня суды погрязли у нас во взяточничестве и вынесении неправедных приговоров. Только ленивый об этом не говорит, и все народонаселение знает, что почем в наших судах, сколько нужно заплатить, чтобы решение было вынесено в ту или иную сторону», — заметил член комитета Госдумы по безопасности Борис Резник.

Валерий Зубов: Борис Резник точно ставит диагноз нашей судебной системе. Обратите внимание: порядка 90% хозяйственных споров между крупными российскими организациями разрешается в судах зарубежной юрисдикции. Это вполне ярко свидетельствует о низком уровне доверия к нашим судам, чьи решения часто бывают непредсказуемы именно потому, что они покупаются.

Другое дело, что судебная система в России по своему характеру принципиально не отличается от всех остальных звеньев нынешней государственной системы в стране.

Когда делалась ставка на формирование у нас нового, гражданского общества, то серьезно, в том числе в Конституции, был повышен статус суда как последней инстанции, принимающей решения. Но, к сожалению, этот статус не был подкреплен необходимыми демократическими инструментами, и прежде всего — свободными СМИ и обеспечением реальной политической конкуренции на выборах. 

Фактически суды получили у нас свободу действий без компенсирующей эту свободу ответственности перед обществом. Каждый судья отвечает только перед своим вышестоящим начальником, а тот — перед исполнительной ветвью власти. Вот и получается, что суды защищены у нас исполнительной властью, но при этом не подотчетны перед гражданами, общественностью. И я думаю, невозможно что-либо принципиально поменять в судебной системе, не реформируя систему политическую в широком смысле слова. Если вы пересаживаетесь с телеги на автомобиль, вы меняете не только колеса: нужны новые дороги, автомобильные стоянки, четко отлаженная система дорожного движения, высокий уровень ответственности водителя и т.д. Чтобы кардинально изменить нашу судебную систему, нужно менять всю политическую систему в стране. Сегодня это все более очевидно.

18 ноября: «К высказываниям Кэмерона о мировом финансовом кризисе нельзя не прислушаться»

Событие: Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предупредил об угрозе нового мирового финансового кризиса. 

Валерий Зубов: Да, нам стоит бояться того, о чем предупреждает Кэмерон.

Если случится мировой финансовый кризис, он очень сильно ударит по ценам на энергоносители. Если же стоимость энергоносителей будет уменьшаться, у нас произойдет значительное ослабление рубля. А это в свою очередь затруднит компаниям и банкам возвращение кредитов, которые они брали в твердой валюте.

К сожалению, немало нынешних событий и явлений в мире носят для России негативный характер, и мировой финансовый кризис может лишь усугубить ситуацию. Могу также напомнить, что во время кризиса 2008-2009 годов Россия среди стран «большой двадцатки» оказалась государством с наиболее существенным уровнем падения производства.

Насколько реалистичен сам прогноз британского премьера, мне оценить трудно: такие прогнозы делаются на основании глобальных расчетов. Нужно просто учитывать, что Кэмерон представляет страну, которая является одним из главных финансовых центров мира. Думаю, он располагает важной информацией, и к его высказываниям нельзя не прислушиваться.

25 ноября: «Не понимаю, зачем Минобороны делает такой упор на мобилизационную подготовку»

Событие: Министр обороны Сергей Шойгу предложил президенту Владимиру Путину обязать избранных губернаторов и мэров проходить двухнедельную подготовку в академии Генштаба по мобилизационной готовности и управлению субъектом в момент мобилизации. Министр добавил, что «это же касается и федеральных органов исполнительной власти». 

Валерий Зубов: Разумеется, я отрицательно отношусь к этому предложению. У нас что, у губернаторов и мэров нет других забот?

Я замечаю, что в последнее время в стране многое начинает переводиться на любительские рельсы. То студентов организуют летом в какие-то научные военные отряды (вместо того, чтобы дать им возможность летом отдохнуть), то предлагают формировать добровольные пожарные дружины.

Если Шойгу хочет проводить военные учения в российских регионах — пусть проводит. У губернаторов и мэров достаточно своих обязанностей, чтобы нагружать их еще какими-то функциями по мобилизационной подготовке. Я вообще не понимаю, зачем Минобороны делает сегодня такой упор на мобилизационную подготовку, разного рода учения, сборы и т.д. При современной войне никакой мобилизации не понадобится: все будет совершенно по-другому. К сожалению, я пока не наблюдаю, чтобы наши вооруженные силы подстраивались под современную ситуацию. Такое ощущение, что нас готовят к какой-то «позавчерашней» войне. Вместо того, чтобы строить новые аэропорты, которые соединяли бы регионы внутри страны, планируется построить 13 военных аэродромов в Арктике! Создается впечатление, что наши военачальники не представляют, как может выглядеть современная война и какими средствами ей можно противостоять.

Если министру не понравились действия отдельного губернатора, это не значит, что нужно ломать систему, бросая огромные бюджетные средства на то, что иначе как «прыжками на месте» я назвать не могу.

28 ноября: «Крах соцлагеря был неизбежен»

Событие: В конце 2014 года исполняется 25 лет событиям в Восточной Европе, названным «бархатными революциями». В 1989 году одновременно во всех странах социалистического блока начались процессы, которые к исходу года привели к краху советских режимов, прежде казавшихся незыблемыми.

Валерий Зубов: У каждого строя есть свое будущее. Например, в Северной Корее коммунистический строй сегодня просто процветает. Но почему-то «коммунистическая мечта» реализована там весьма своеобразно.

Социалистическая идея, которой была увлечена значительная часть человечества, оказалась настолько несостоятельной, что крах соцлагеря был действительно неизбежен. Остается только благодарить Бога, что приведшие к этому события развивались без лишних потрясений и практически бескровно. Не может не удивлять, что убежденные коммунисты, стоявшие во главе ряда социалистических стран, имевшие в руках в том числе и ядерное оружие, разошлись очень мирно. К разрушению социалистической системы путь был пройден самый оптимальный и бережный по отношению к людям.

Естественно, я приветствовал события тех лет, которые, как я уже сказал, были предопределены исторически. Вначале все было продиктовано экономической ситуацией, тем, что с экономической точки зрения СССР стал банкротом и потянул за собой весь соцлагерь. Стоит отметить, что Горбачев пришел к власти практически тогда, когда Союз оставался уже без каких-либо серьезных ресурсов для экономического развития. Возможно, это в какой-то степени сыграло даже позитивную роль, ускорив процесс естественного разрушения прогнившего социалистического мира.

Уверен, что никаких вариантов для иного развития событий ни для Советского Союза, ни для других стран соцблока не было.