Россия 2014. Прорыв через кризис.

блог Валерия Зубова

Блог Сибирь Комментарий Экономика Демократия Технологии Контроль Правосудие Рекомендую Комментарий_регионы_ру Видео

редактор / редакция

О невозвратных ж/д билетах


Содоклад депутата ГД, члена Комитета по транспорту В.М. Зубова по проекту федерального закона № 555182-6 «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (о невозвратных билетах), 24.03.2015 г.

Валерий Зубов, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»:

— Уважаемые коллеги!

Комитет рассмотрел предложения правительства о внесении изменений в статью 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по введению так называемых невозвратных железнодорожных билетов, и принял решение рекомендовать Государственной Думе принять данный закон в первом чтении.

По вопросу принятия закона в целом никаких разных точек зрения в комитете не было.

По нашему мнению, добавление, не изменение, а добавление ещё одной услуги на выбор потребителя — это позитивная норма. Поэтому предлагаем и вам поддержать её в первом чтении.

Но по вопросу о том, в каких случаях может быть всё-таки осуществлён возврат этих невозвратных билетов, были высказаны разные точки зрения.

Есть два момента.

Первый момент заключается в том, что на все действующие билеты проблема возврата, она существует. Для железной дороги это убыток, но для граждан практически полностью возвращается билет в случае экстремальной, необычной ситуации. Эта норма, которую предлагается внести в закон, она ... они здесь не пересекаются.

Все льготы по действующим видам услуг железнодорожного транспорта, они сохраняются. И в предлагаемой поправке нет льгот по социальному признаку. Есть, предусматриваются льготы по возникшей ситуации (ну, болезнь, смерть, там перечислено несколько случаев действительно экстремальных ситуаций).

Однако мы считаем, что вопрос льгот следует внимательно еще раз посмотреть ко второму чтению по следующей причине. Основная, одна из больших проблем сегодня перевозок пассажиров железнодорожным транспортом заключается в том, что более динамично, чем в среднем тариф, растет тариф как раз на услуги по дешевым билетам. То есть люди, которые имеют меньший доход, они на билеты тратят всё больше и больше, опережая средний тариф.

Этот показатель достаточно серьезен, и мы считаем, что норма о невозвратном билете заработает на практике в том случае, если действительно будет заметна разница между теми билетами, которые приобретаются сегодня, и невозвратным билетом.

Если разница будет в пределах 5 процентов, у нас сомнение, что это заинтересует потребителя. Если разница будет на десятки процентов, тогда это принципиально.

Но если сохраняется льгота по отдельным случаям, их не так уж много, этих случаев, но все-таки это будет заставлять железную дорогу как-то резервировать свои доходы на возможно возникающие вот эти риски, и тогда трудно будет добиться существенного разрыва в цене на действующие билеты и теми, которые могут быть по невозвратным билетам.

Это, на наш взгляд, обсуждения ко второму чтению.

А в первом чтении комитет единогласно рекомендует принять. Это, в принципе, норма полезная.

Спасибо.

Зубов В.М.: Прежде чем мы определяемся с голосованием, скорее всего, что мы уже определились с голосованием, всё-таки надо учесть, что вопрос не стоит о предложении, чтобы навязывать какую-то услугу РЖД.

Можно по-разному относиться к РЖД, я отношусь к ним не с большим пиететом, можно по-разному относиться к правительству, но если мера отдельная, хотя бы рациональна, разумна в интересах потребителя, то не правильно, аргументируя своим отношением к тем, кто предложил эту меру, сразу её отвергать.

В чём её смысл? Не в том, чтобы поменять какие-то тарифы, не в том, чтобы отменить какие-то льготы, не в том, чтобы сократить количество предоставляемых услуг, а в том, чтобы ввести дополнительную услугу, если ... Сколько будет процент, как это будет стоить, я сейчас не знаю, но если окажется, что эта услуга дороже тех, которые уже есть на рынке, которые уже предлагаются в плацкарте, там в спецпоездах или в обычных поездах, потребитель просто её не купит.

А если (7% у нас возвращаемых билетов на сегодняшний день), у него существует, вот он абсолютно убеждён, что у него ничего не случится завтра в жизни, всё будет нормально, но доход его не позволяет ехать в СВ, почему ему не дать возможность по более дешёвому билету поехать? Мы его лишаем дополнительной возможности, а не взамен чего-то. И все риски в данном случае на себя берёт как раз РЖД.

Действительно пойдут все брать невозвратные билеты? У меня большое сомнение. Сколько? Я не знаю. Дополнительная услуга, вот что мы сейчас обсуждаем. Я думаю, что рационально к этому вопросу надо подойти.