Россия 2014. Прорыв через кризис.

блог Валерия Зубова

Блог Сибирь Комментарий Экономика Демократия Технологии Контроль Правосудие Рекомендую Комментарий_регионы_ру Видео

редакция сайта

Изменения в Закон о космической деятельности

Депутаты Валерий Зубов и Дмитрий Гудков внесли на рассмотрение Госдумы  законопроект об изменениях, призванных развивать в России рынок частной космонавтики. Мы уже публиковали на сайте статью о частной космонавтике, которую написали Валерий Зубов, Дмитрий Гудков и создатель «Диссернета». Сейчас разговор на эту тему будет вестись уже в законодательной плоскости. 

Текст законопроекта

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О космической деятельности»

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 года N5663-1 «О космической деятельности» (Российская газета, 1993, 6 октября; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4342) следующие изменения:

Статью 9 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Лицензирование космической деятельности

Следующие виды космической деятельности подлежат лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

создание и модернизация пилотируемых космических кораблей и станций, включая орбитальные, межпланетные, многоразового использования, а также их составных частей и комплектующих;

производство пилотируемых космических кораблей и станций, включая орбитальные, межпланетные, многоразового использования, а также их составных частей и комплектующих;

управление в полете пилотируемыми космическими кораблями и станциями, включая орбитальные, межпланетные и многоразового использования;

запуск ракет-носителей, способных вывести вес более 1 кг на высоту более 100 км;

эксплуатация космодромов, стартовых комплексов, пусковых установок.».


Пояснительная записка к законопроекту

В настоящее время в крупнейших экономиках мира интенсивно развивается частная космонавтика, что способствует бурному развитию новых высоких технологий и научно-техническим прорывам в сфере освоения космоса.

Падение цен на нефть в очередной раз продемонстрировало необходимость ухода от сырьевой экономики и снижения повсеместной зависимости от продажи ископаемых путём создания собственных комплектующих и развития новых технологий, о чём неоднократно заявлялось руководством нашей страны.

Одной из сфер, в которых Россия могла бы занять лидирующие позиции, мог бы стать рынок частной космонавтики. По мнению экспертов в ближайшем будущем этот рынок может стать частью огромного рынка геосервисов, которые только в США являются драйвером выручки компаний в 1,6 трлн. долларов.

Потенциально российские частные микро-спутники могут занять достойное место среди компаний, капитализация которых превышает миллиард долларов, и принять участие в технологической революции.

К сожалению, Российская Федерация на сегодняшний день испытывает колоссальное отставание в области развития частной космонавтики от всех развитых стран. Основной причиной подобного отставания является чрезмерно жесткое законодательное регулирование данной сферы.

Так, например, в результате разумной законодательной политики Соединенные Штаты Америки стали лидером в области частной космонавтики, при этом затраты государства сводились лишь к созданию законодательной базы, а также к экспертизе безопасности предлагаемых запуском космических аппаратов. Две частные фирмы – «SpaceX» и «Orbital Sciences» – осуществили соответственно пять успешных запусков и посадок из пяти предпринятых и два успешных запуска и посадок из двух. В стадии тестирования находится продукция семи частных фирм, две из которых (американские фирмы «Bigelow Aerospace» и «SpaceDev») разрабатывают корабли, выводимые на околоземную орбиту, а остальные (три американских фирмы, британско-американская и британская) заняты разработкой суборбитальных многоразовых кораблей.

В настоящее время требования к частной космонавтике и лицам, которые желают осваивать космос в американском законодательстве состоят в следующем:

1.Государственное лицензирование требуется только на запуск и посадку космических аппаратов, а также на функционирование космодромов. Разработка, модернизация, управление космическими кораблями; разработка, испытание, производство, ремонт и утилизация ракет-носителей, ракетных двигателей, управляющей и научной аппаратуры лицензированию не подлежит.

2.Процедура лицензирования требует удовлетворению двух базовых требований: общественной и политической безопасности.

3.К общественной безопасности предполагаемого ракетного пуска относится безопасность для жизни и здоровья людей в связи с пуском ракеты и ее движением по орбите.

4.К политической безопасности относится соответствие предпринимаемого проекта международным обязательствам, а также государственным интересам.

5.Лицензию на космическую деятельность может получить любое лицо, независимо от гражданства и страны происхождения капитала.

6.Процедура получения лицензии максимально упрощена: заявитель обращается в единственную государственную организацию – Федеральное авиационное агентство, которое самостоятельно координирует работу всех прочих ответственных федеральных агентств, отвечающих за космическую отрасль. При этом одобрение проекта в области политической и общественной безопасности может быть запрошено как прежде подачи документов на лицензирование, так и одновременно. Законом установлен срок в 120 дней, в течение которого прошение о лицензировании должно быть рассмотрено.

7.Важным элементом американской системы лицензирования является ее гибкость: по мотивированному обращению заявителя Федеральное агентство имеет право инициировать отмену тех или иных норм, которым должна удовлетворять лицензируемая деятельность. Также по мотивированному обращению заявителя требования к лицензируемой деятельности могут быть смягчены или сняты в отношении данного проекта (Кодекс федеральных нормативов (Code of federal regulations), глава III, раздел 14 «Аэронавтика и космос» (Title 14 Aeronautics and Space).

Вышесказанное дает основания полагать, что именно гибкость американской законодательной системы и ее расположенность к частной инициативе привела к тому, что США, к сожалению, значительно опережают Россию в таком важном секторе современной высокотехнологичной индустрии, как частная космическая промышленность. Эта гибкость проявляется в том, что единственными подлежащими лицензированию отраслями космической деятельности являются те, которые действительно могут нанести вред человеку и природе, а также нарушить международные договоры. Кроме того, система лицензирования максимально упрощена, так как обязанность по координации различных контролирующих и экспертных ведомств возложена на единый государственный орган. В связи с этим предлагается пересмотреть подход к лицензированию космической деятельности в России.

Значительная доля расходов любой частной космической компании в России приходится на лицензирование любой активности, даже не связанной собственно с космическими пусками. Разработка ракет-носителей, космических аппаратов, пилотируемых и автоматических кораблей, в том числе многоразового использования, научного и управляющего оборудования, подготовка космонавтов и научных экспериментов – все это, согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлению Правительства от 22 февраля 2012 г. № 160 является космической деятельностью и подлежит лицензированию. Это делает особенно невыгодным в условиях нашей страны, в частности, разработку «малых космических аппаратов» - исследовательских спутников, в создание которых могли бы внести вклад Национальные исследовательские университеты и частные компании России. При этом ограничения подобного рода не обоснованы никакими государственными потребностями, такими как защита жизни и здоровья граждан, защита национальных интересов и контроль над соблюдением международных договоров.

В связи с этим предлагается внести изменения в статью 9 Закона РФ № 5663-I «О космической деятельности». В настоящее время он предполагает лицензирование любой «космической деятельности». Определение же «космической деятельности» дается в Постановлении правительства от 22 февраля 2012 г. № 160. В уточненную редакцию Закона «О комической деятельности» предлагается внести точную спецификацию тех видов космической деятельности, которые представляют общественную опасность и поэтому должны быть лицензируемы. К ним относятся:

1.Запуск автоматических космических аппаратов, пилотируемых и беспилотных космических кораблей и станций, включая орбитальные, межпланетные и многоразового использования.

2.Запуск ракет-носителей, способных вывести вес более 1 кг на высоту более 100 км.

3.Эксплуатация космодромов, стартовых комплексов, пусковых установок.

Все остальные подвиды космической деятельности должны быть доступны для любых организаций без лицензии. Риски и опасности, способные возникнуть при выполнении остальных подвидов деятельности, не выходят за рамки рисков, которые свойственны другим отраслям науки или промышленности.

Это позволит ликвидировать структурное отставание частной космической отрасли в России, при этом не понижая уровень национальной безопасности и не рискуя нарушением взятых на себя Россией международных обязательств.



В оформлении использован снимок Сергея Волкова из официального аккаунта Роскосмоса в «Инстаграме» .