Россия 2014. Прорыв через кризис.

блог Валерия Зубова

Блог Сибирь Комментарий Экономика Демократия Технологии Контроль Правосудие Рекомендую Комментарий_регионы_ру Видео

Валерий Зубов / доктор экономических наук, депутат Госдумы

Министерство экономразвития возвращается на Охотный ряд?

Напрасно всё-таки МЭР переместили из здания, на Охотном ряду.

Ознакомление с «дорожной картой» МЭРа, каким путем повышать в стране производительность труда, напомнило мне о ряде личных историй связанных с данной темой. Так уж получилось, что именно проблеме повышения производительности труда были посвящены обе мои диссертации, где большой упор был сделан на международный опыт сопоставлений. Занудная теоретическая часть проблемы мне как-то знакома, но важно, чтобы «макрорасуждения» все таки опирались на «микропрактики». В конце концов, «макро» - это сумма «микро». Если «макро» не стимулирует изменения на «микро» то это хорошие профессиональные разговоры - и только разговоры. 

Ситуация первая. В 1985 году мне предложили прочитать лекцию перед докторантами Оклахомского университета (США) по теме: «Как формируется государственный план в СССР». В это время еще сохранялись остатки интереса, по крайней мере, академического, к этой оригинальной системе управления. Так как я заканчивал Плехановский институт по специальности «Планирование народного хозяйства» то, как говорится вот тебе и карты в руки. Фактически во время чтения лекции я изобразил на огромной доске в современной терминологии «дорожную карту» принятия экономических решений в нашей стране до перестройки.

Методические указания по составлению пятилетнего плана – контрольные цифры ЦК КПСС – предварительная работа Госплана с отраслями, а тех, в свою очередь, с предприятиями – встречные повышенные (!) планы последних – утверждение на Госплане – приятие Верховным Советом закона об очередной пятилетке – доведение принятых показателей до исполнителей на региональном и отраслевом уровнях. В последние годы пятилетки были именными. Например, была такая «Пятилетка эффективности и качества».

На доске графическое описание этой процедуры потребовало несколько десятков квадратиков, треугольников, кружков и стрелочек. Мне понравилось: как-то основательно смотрелось, даже солидно. Гордо за страну.

Все опошлил очкарик с третьего ряда, который задал дурацкий вопрос: «И это работает?...» Грубо. Безжалостно не только ко мне, но ко всей системе, которую я представлял в тот момент. Конечно, я очень основательно отбивался и от этого и последующих наскоков. По форме. По существу же я был основательно подстрелен: почему ни я, ни те, кто меня учил, не задавались вопросом, как действительно все это работает? Ведь со всех сторон зудели технари, что чем сложнее система, тем менее она надежна, а если очень сложная, то обязательно выйдет из строя.

Через два года после моего возвращения так и случилось с российской экономикой – она сломалась. И вот теперь МЭР предлагает фактически систему экономического управления страны, точно копирующую административно-командную систему. В основных параметрах плана МЭРа по повышению производительности труда вы не обнаружите таких терминов как «развитие конкуренции, предпринимательская инициатива, правовая защита бизнеса». Слово модернизация только в сочетании «профессиональное обучение работников осуществляющих модернизацию». Кто эти обучатели модернизации, где?

Увы, ни природу, ни экономику не обманешь. Деревья растут не сверху, а от корней.

Ситуация вторая. Рокфеллер имел прихоть периодически выходить из своего роскошного кабинета и беседовать с работниками на самом нижнем этаже. Приведенный разговор состоялся с работником, который паял банки под керосин. «Стандарт Ойл» поставлял керосин в банках в Юго-Восточную Азию, где в первую очередь ценилась не жидкость в банке, а сама тара. Она не могла быть одноразовой. При пайке использовалось олово.

Диалог:

Босс: «Сколько капель олова вы наносите?»

Работник: «20».

Босс: «Почему».

Работник: «По инструкции».

Босс: «А если 15?».

Проверили – банка развалилась. Но при 18 каплях ничем не отличалась от 20 капельной.

Босс: «Считай, что в инструкции написано 18».

Нетрудно посчитать, что на данной операции производительность выросла на 10%.

А в целом Д. Рокфеллер считается основным лицом создания нефтяной промышленности, частью которой является и наша – главная бюджетная кормилица.

Даже большие деревья растут снизу.

Ситуация третья и четвертая.

Фактически понятие производительности труда вытекает из несложного экономического закона: нельзя одновременно копать картошку и играть на пианино. Что-то одно. Как частный вывод из этой формулы: если вы понуждаете людей делать пустую, придуманную работу, вы отвлекаете их от действительно производительной.

Как упертый автолюбитель без спецномеров я периодически прохожу процедуру временной конфискации своего автомобиля и его последующего вызволения.

Случай в Амстердаме. Остановился не там. Естественно, ненадолго, но, выйдя из магазина, обнаружил отвратительный жёлтый капкан на колесе и «письмо счастья» на лобовом стекле: время ареста, сумма штрафа за каждые последующие 10 минут и телефон для выражения своих эмоций или предложений. Остановился на предложении: через 10 минут подъехал полицейский взял штраф и заодно капкан. Я снова свободен для повышения общественной производительности труда. 12 минут чистая потеря времени для меня и около 20 минут для полицейского. Эвакуаторы в долю не вошли. Никому трафик не нарушили. Водители виртуальных эвакуаторов, очевидно, где-то также занимались производительной работой.

Москва – сердце Родины моей. Жду когда мы скажем - и ум.

За последние 14 лет (мой основной московский автомобильный стаж) процедуры направленные на улучшение поведения автолюбителей явно совершенствуются. Например, в тех местах, где выписывают штраф, уже нет шашлычных – явный признак ускорения процедуры в одном из звеньев схемы. Но в целом схема не изменилась.

В присутствии полицейского (в Амстердаме как мы заметили все делает один полицейский) машина-неудачница грузится на трейлер, который отвозит ее из центра на стоянку ближе к большому кольцу. Затем естественно трейлер возвращается к основному месту работы, как правило, в центре и выстраивается как такси в рядок. Есть подозрение, что трейлеров в Москве уже не меньше чем такси, во всяком случае, в стоячем, т.е. не производительном состоянии.

Непосредственно пострадавший без опыта пытается выяснить, что делать в этой ситуации. Ему доброжелательные работники трейлеров поясняет, что на их машинах написаны номера, по которым можно узнать в каком направлении дальше двигаться. Сначала в ближайшее ГАИ оплачивать штраф, затем с квитанцией за своей ласточкой. По пути давая кому-то подзаработать на абсолютно не производительной операции.

Нетрудно посчитать, что если сложить все операции по автомобильным прогонам, уплатам штрафов, содержания стоянок эвакуированных автомобилей (! стоимость земли в Москве) то меньше, чем один человеко/день на каждую неудачно припаркованную машину не выходит и все это не создает ни нового продукта, ни полезных услуг, хотя и включается в Валовый Национальный Продукт.

Однажды, достаточно известный политик провозгласил, что мы по валовому продукту скоро перегоним Нидерланды. Если это и случится, то (отвлекаясь от размеров двух стран) остается вопрос: а различие в качестве наполнения этих двух валовых продуктов нас не интересует?

Все 50-60-70 года по официальной советской статистике национального дохода мы устойчиво догоняли все передовые страны, в первую очередь США. Но не по уровню жизни. Потому что в наших подсчетах слишком большой удельный вес составляли незавершенные производства и устаревшие товары – результат непроизводительного труда.

По выбранному маршруту «дорожная карта» МЭР по повышению производительности труда довольно сильно напоменает логику Госплана. Почему результат предполагается отличным?

А есть ли хороший конец сказки?

Разумеется, к примеру, если мэрия города Москвы не будет заниматься конструированием сверхсложных выборных схем (еще раз: сложность это риск выхода системы из строя в самый неподходящий момент), а будет способствовать содержательной дискуссии кандидатов и горожан-избирателей, то безо всяких «дорожных карт» Москва будет выходить на множество производительных решений через очень конкретные практические ситуации. Через капельки олова к новым современным отраслям. В этом направлении за ней с удовольствием, последует вся страна. Может быть, даже МЭР. Хотя в настоящий момент он и нацелился вернуться в прежнее здание Госплана на Охотном ряду. Во всяком случае, идеологически.