Россия 2014. Прорыв через кризис.

блог Валерия Зубова

Блог Сибирь Комментарий Экономика Демократия Технологии Контроль Правосудие Рекомендую Комментарий_регионы_ру Видео

Валерий Зубов / доктор экономических наук, депутат Госдумы

Короче говоря

Несоответствие проводимой экономической политики задачам, которые стоят перед страной, было очевидным задолго до событий последних месяцев, которые ассоциируются с внешними санкциями.

О кризисе сложившейся экономической модели свидетельствует множество индикаторов:

1. Динамика ВВП:

1999 г. = 6,4%

2000 г. = 10%

2013 г. = 1,3%

2014 г. = 0%

2. Национальные предприятия по существу не генерируют новых продуктов, новых технологий, тем более, отраслей.

3. Идет обесценение производственных активов, о чем свидетельствует фактически не растущий со времен финансового кризиса отечественный фондовый рынок

4. ГЛАВНОЕ: ускоряющаяся миграция активной молодежи, потенциальных предпринимателей. С 2011 по 2013 гг.: количество выехавших за рубеж увеличилось в 5 раз.

В стране построен неэффективный госкапитализм. Его неэффективность обусловлена доминированием госсектора и подавлением монополиями и бюрократией частной предпринимательской инициативы.

Тарифы на услуги естественных монополий и госкомпаний завышают издержки частного бизнеса. Завышают издержки также правоприменительная практика, отсутствие конкуренции на всех видах производственных рынков, завышенные расходы в секторе государственного управления по сравнению с производственным, а тем более частнопредпринимательским.

Особое отрицательное влияние оказывает искусственно сформированная суррогатная инвестиционная система (СИС) — система избирательного перекачивания с помощью бюджета налогов рентабельных предприятий в убыточные бизнесы: прямое бюджетное дотирование произвольно избранных любимчиков, докапитализация ВЭБа и госбанков, кредитующих нерентабельные проекты, неэффективно использующие аккумулируемые налоги ФНБ и другие спецфонды, агентства и особые структуры.

Перецентрализация финансовых ресурсов практически исключили регионы из активной экономической жизни. Региональные бюджеты зависят от налогов от эффективности (прибыль). В то время как на федеральном уровне — основные налоги от затрат (НДС, НДПИ). Но все основные рычаги влияния на эффективность — законодательные и финансовые — в центре. Высокопрофицитный консолидированный федеральный бюджет (РФ+ФНБ) подталкивает к нерациональному использованию национальных ресурсов, а высокодефицитные региональные бюджеты — всего лишь источник приглушения социальных проблем.

Наши предложения:

1. Сменить экономический градусник. Не ВВП сегодня определяет качество тренда экономического развития, конкурентность российской экономики, а новые растущие бизнесы, производящие новые продукты с помощью новых технологий.

2. Стимулировать частный бизнес, а не накачивать деньгами госкомпании. В сложившейся ситуации это вообще единственный шанс удерживать экономику наплаву. Во-первых, санкции. Во-вторых, современные отрасли создаются частным бизнесом. Частный бизнес модернизирует и традиционные «государевы сектора» (космос). Хотя и в ограниченных размерах, но импортозамещение возможно только при опоре на частный бизнес.

3. Следует пойти на приватизацию (включая госкорпорации), руководствуясь не уровнем разового дохода, а последующими налогами и повышенной эффективностью.

4. Сократить СИС.

5. Остановить использование средств ФНБ под нерентабельные проекты.

6. Вернуть в экономику накопительную часть пенсионной системы.

7. Максимально декриминализировать статьи, касающиеся предпринимательской деятельности.

8. Перераспределить бюджетные ресурсы в сторону регионов (50​:50).

9. Уйти от плоской шкалы налогообложения, которая себя не оправдала.

10. Ввести закон о госрегулировании тарифов на услуги «естественных монополий». Прошедший год показал, что без закона у Правительства явно не получается сдерживать затратную экспансию монополий.

К сожалению, пока все сигналы говорят только об усилении государственного вмешательства в экономику: средства из ФНБ, идея государственной перестраховочной компании, проектное финансирование.

В конечном счете, вопрос стоит так: либо всеми силами защищается крепость устаревшей модели управления, либо все-таки прикладываются усилия для построения современной рыночной экономики с честными, открытыми правилами конкуренции максимально нацеленной на постоянно растущую эффективность на базе диверсификации производственной структуры.